Отказ в госрегистрации ИП - причины и что делать?

Физическому лицу получить статус индивидуального предпринимателя на территории РФ не сложно. Хотя не редки случаи, когда ИФНС, изучив информацию, выносит решение об отказе в государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Официальный отказ в госрегистрации в самом начале бизнеса неприятный факт. Как следствие, нанесен материальный ущерб, потеряно время на исправление ошибок и повторное обращение в ФНС. При вынесении отказа в госрегистрации пакет документов и оплаченная госпошлина (800 руб по состоянию на март 2017 года) не возвращаются.

Почему ИП отказывают в регистрации?

Инспектор налоговой службы не проверяет корректность заполнения и наличие всех документов. Он составляет их перечень и выдает расписку в получении. Вердикт о присвоении статуса ИП или отказе выносит отдел контроля.

Вероятные причины отказа в государственной регистрации физического лица в качестве ИП:

Какие документы требуются для регистрации ИП?

  1. Заявление на регистрацию ИП по форме Р21001.
  2. Копия основного документа, удостоверяющего личность (паспорт гражданина РФ).
  3. Квитанция об уплате государственной пошлины.
  4. Заявление о переходе на упрощенную систем налогообложения (УСН) (при необходимости).

От иностранцев, физических лиц без гражданства и несовершеннолетних регистрирующий орган может затребовать дополнительную информацию. Для некоторых видов предпринимательства обязательно предоставление справки, подтверждающей отсутствие судимости.

Далеко не полный список причин отказа в госрегистрации может стать неактуальным, если прибегнуть к услугам нашего сервиса. Неточности в заполнении форм и бланков система выявит сама. Профессиональный юрист-регистратор бесплатно проверит документы, на основании которых укажет конкретные причины для отказа регистрации ИП в ФНС Вашего города.

Действия физического лица при отказе в регистрации ИП

Вариантов развития событий два – снова сформировать весь пакет, либо обжаловать решение в суде. Допустим, что несостоявшийся предприниматель вновь собрал документы с учетом всех допущенных ошибок, затем уплатил повторно госпошлину и подал все документы в ИФНС. Может ли последовать повторный отказ? Может, если заявитель будет также невнимателен и безответственен, как при первой попытке. Чтобы минимизировать свои расходы и время, рекомендуем обратиться за составлением документов к профессиональному регистратору или юрист.

Не соответствующее правовым нормам решение об отказе в регистрации ИП можно оспорить в вышестоящей инспекции или суде в порядке, предусмотренном Законом "О государственной регистрации".

Заявитель подает жалобу лично, в письменной форме. Разрешено действовать через представителя. Для этого на него оформляют нотариально заверенную доверенность, подтверждающую его полномочия. Некоторым удобнее направить жалобу по почте или через электронный сервис. Так как при любых способах подачи на документе должна стоять подпись составителя или уполномоченного представителя, при использовании интернета потребуется ЭЦП.

В жалобе должна быть отражена следующая информация:

  1. Фамилия, имя, отчество заявителя.
  2. Прописка по месту жительства.
  3. Сведения об обжалуемом решении.
  4. Полное наименование органа, отказавшего в регистрации.
  5. Нарушения, выявленные физическим лицом, в решении инспекции об отказе в регистрации.
  6. Требования заявителя.
  7. Контакты: номер телефона, факс, эл. почта.

Для полной аргументации доводов составителя к жалобе прилагаются дополнительные сведения, оформленные соответствующим образом.

Запрещено направлять жалобу на отказ в суд в обход налоговых служб. Если жалоба не удовлетворена вышестоящей налоговой инстанцией, следует обратиться в ФНС России или в суд. Исключение, когда отказавший вышестоящий орган – Центральный аппарат ФНС.

В исключительных случаях в суд можно обратиться раньше. Если решение по жалобе не вынесено в течение 15 рабочих дней, заявителю высылают уведомление о продлении срока, утвержденное руководителем вышестоящей налоговой или его замом. Продлить срок рассмотрения можно не более чем на 10 дней. Лицо, подавшее жалобу, в это время может внести дополнительную информацию в документы.

Основания для отказа в регистрации жалобы

Направить заявление на отмену постановления об отказе в постановке на учет нового ИП можно в течение трех месяцев со дня вынесенного вердикта. Это правило распространяется и на последующие этапы обжалования, то есть в вышестоящей инстанции и в суде. Причем в суд нужно обратиться тоже в течение трех месяцев с момента, когда ФНС вынесла решение не в пользу физ. лица.

Причины отказа от рассмотрения жалобы

  1. С момента нарушения прав заявителя прошло более трех месяцев.
  2. Отсутствие подписи заявителя или его представителя.
  3. Доверенное лицо не подтвердило право на подпись у нотариуса.
  4. Заявитель отозвал жалобу.
  5. Жалоба по одному и тому же ИП с аналогичными требованиями и основаниями подавалась ранее.
  6. Решение суда по данному вопросу вступило в силу.

Допускается повторная подача жалобы, но с правильным оформлением и подписью физического лица. В исключительных случаях, по уважительной причине, несостоявшийся ИП может написать ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

Будущему предпринимателю нужно быть готовым как к удачному исходу событий, так и к негативному результату рассмотрения жалобы. Если вышестоящая инстанция или суд определят, что ИП отказали в регистрации незаконно, решение отменят. Все документы, предоставленные физ. лицом для присвоения организации статуса ИП, будут рассмотрены еще раз в срок равный 5-ти рабочим дням. Жалобу оставят без удовлетворения, если установят, что основания для отказа в регистрации весомые.



Вернуться к списку статей